пр. Социалистический 68а, 8 (3852) 29-65-61
[11 Февраля 2019]
Актуализированы страницы сайта
[30 Января 2019]
Обновлена страница "Театры / Кинотеатры"
[21 Января 2019]
Обновлена страница "Концерты"
[29 Декабря 2018]
Добавлен новый выпуск "Студенческого Легиона"
[28 Ноября 2018]
Обновлена страница "Театры / Кинотеатры"

Главная » Все новости » Oткрытые семинары (23-29 сентября)

06:09

С 23 по 29 сентября 1999 года в университете прошли Открытые семинары по журналистике, организованные пресс-центром Лиги студентов АГУ под руководством Оксаны Силантьевой при поддержке Центра Интернет. Подводя итоги этого мероприятия, как участник хочу сказать, что наиболее интересной, яркой особенностью семинаров явилась форма их проведения. Согласитесь, любопытно наблюдать ситуацию, когда в разновозрастной (но равноправной!) аудитории никто никого не учит; когда второкурсник упорно бьется за свою точку зрения в споре с директором респектабельного информационного агентства. И пусть число постоянных участников семинара ограничилось группой в 12 - 15 человек, зато они усвоили для себя всю гамму мнений.

 

СМИ и политика

 

Первый блин, как тому и быть, вышел комом. В малом зале Ученого совета АГУ говорили больше о роли журналистики в обществе. На первых порах дискуссия ушла куда-то в заоблачные высоты теоретизирования, но быстро приземлилась, стоило только произнести сакраментальное "четвертая власть". Студенты пытались спасти гордый термин, но его вполне аргументированно "похоронила" Наталья Сычева (тележурналист, редактор тематического вещания телевидения "Алтай"). Практикам, как всегда, было что сказать. К середине семинара сформировался своеобразный треугольник оппонентов, к которым в той или иной мере примкнули остальные.

Кроме вышеупомянутой Натальи Сычевой сюда вошел Валерий Савинков (директор информационного агентства "Банкфакс") со своим взглядом на журналистику, как на занятие, неспособное приносить деньги (в смысле, нее являющееся таковым и, в принципе неспособным на это), и поэтому его идеальный журналист пишет ради удовольствия, амбиций, правды, etc, но постоянный источник дохода имеет где-то на стороне. Эдакое хобби для миллионера - тиснуть статейку в газетку. В этом, конечно, есть здравый смысл, может, только так и рождаются самые принципиальные, гордые и неподкупные журналисты, однако общей тенденцией такое положение вещей станет еще не скоро. Даже на Западе.

Журналистика - ремесло. Об этом недвусмысленно высказался Игорь Качесов ("Молодежь Алтая"). Реальная ситуация как раз такова, что журналист пишет много и ради денег (зарплаты, гонорара - неважно), это его основной источник доходов. Приятно было бы купить себе большую красивую квартиру, отправить детей на учебу в Англию: Только ни в "Алтайской правде", ни в "Алтапрессе" такую зарплату не платят. Страна не та, да и масштабы поменьше, чем в столицах. Оттого многие журналисты живут "от выборов до выборов": началась предвыборная кампания - значит пора начинать "денежку" сшибать. Сколько успел "накосить" - то твое, жди следующих выборов. А иначе как заработать хоть какие-нибудь деньги своим ремеслом?

Цензура в России

Героем семинара стал бывший "занаучник", ныне и.о. главного редактора "Молодежи Алтая" Андрей Никитин. Он буквально с порога заявил, что цензуры в России нет и в ближайшее время не ожидается. Аудитория имела немного иное представление о предмете разговора. Стали вспоминать у кого когда и как вырезали из материалов абзацы, фразы, отдельные предложения. Добрым словом помянули телекомпанию "Город", журналисты которой в священном заговоре молчания на самом деле давным-давно все знают про своего мэра.

Но Андрея все это не убедило. Вам вырезали абзац? Так может материал был в 120 строк, а на полосе под него предусмотрено 80? Вот редактор и "режет" все самое "левое", что не имеет отношения к теме статьи. С чего вы взяли, что это цензура - это нормальная редакторская правка. Вам не дают писать про какого-то конкретного начальника? Пишите, обязательно пишите и публикуйте в какой-нибудь другой газете, такая все равно найдется. Или открывайте собственное издание, где абсолютно свободно сможете напечатать все, что вам заблагорассудится. Так что - нет цензуры в России!

Раз Андрея Никитина не удалось переубедить, его стали засыпать вопросами о его собственной цензурной политике, о том, как это делается в "Молодежке", но и здесь "нашла коса на камень". Выяснилось, что "МА" по формату молодежное издание, поэтому принципиально не затрагивает политику и многие другие серьезные "взрослые" темы. Потому, как только в редакции появляется человек с подобной статьей, ему мягко говорят: "Это не наш формат, сходите с ним лучше в "Свободный курс", они общественно-политическая газета, а мы молодежная".

Журналистика в Интернете

Семинар прошел в субботу в Центре Интернет, и начался он полным удовольствия голосом оператора: "Ну, вот, журналисты дорвались до бесплатного Интернета". Ввиду относительной новизны темы, а также из-за отсутствия VIP региональной интернет-журналистики Валерия Савинкова (его информационное агентство "Банкфакс" последние два года издает в Сети "Altay Weekly Revie") это единственный семинар, который прошел в форме лекции с ответами на вопросы.

Для организаторов было принципиально важно разделить понятия "журналистика в Интернет" и "web-журналистика". Те печатные издания, которые механически переносятся в Сеть, не несут в себе специфики сетевого общения, не реализуют его возможностей. Web-журналисты же напротив пишут исключительно для Интернета, и потому Gazeta.ru на порядки популярнее сетевой версии "Аргументов и фактов".

Однако и для Алтая не все потеряно. По носящимся в воздухе слухам серьезно взялся за Интернет-проекты "Алтапресс". Артем Бочкарев пытается реализовать "Молодежную страницу" из "Алтайской правды" совместно с МЖА. Что из этого всего получится - мы обязательно увидим и, наверное, уже скоро.

Авторское право. Этика грабежа

К четвертому семинару все наконец-то поняли в чем прелесть свободного общения, и студенты разговорились - не остановить. Вопрос был поставлен ребром: "Красть - это хорошо или плохо?" Плохо, конечно, а куда деваться? Не обремененные практикой студенты все более склонялись к трепетному отношению к чужой интеллектуальной собственности, прочие жонглировали понятиями: "дать ссылку", "подписаться псевдонимом", "редактор отмажет". На язык попалась газета для потребителей "Купи-продай", которая, что уж греха таить, позволяет себе иногда "сдернуть" что-нибудь из модных журналов. Не без ссылки, конечно. Только меняет ли это суть дела?

Второй аспект поднятой проблемы - использование иллюстраций, скачанных из Интернета, или с популярных ныне пиратских копий "клипартов" вроде "Corel Professional Photo CD". Один компакт-диск, стоимостью около 80 рублей, содержит 5000 высококачественных цветных фотографий. Кто интересовался, тот знает - у нас этими снимками полгорода обклеено: рекламные щиты, вывески, объявления. Можно ли в принципе как-то с этим бороться? Наверное, нет, но существует наглядный пример суровой российской действительности - аудиопиратов уже задавили лицензионными кассетами. Может, кто для журналистики какой выход найдет?

На семинаре пытались искать ответ в сфере профессиональной этики, но, как выяснилось, молодое поколение журналистов пока не чувствует потребности в каком-то добровольном объединении ради решения этих и других профессиональных вопросов. Они сейчас более боятся суда, нежели порицания коллег. Таково время. Таковы нравы. Такова правда.

Алексей Калинов

P.S. Организаторы хотели бы выразить благодарность журналистам газет "Молодежь Алтая", "За науку", "Алтайская правда", телекомпаний "Город", "Алтай", информационного агентства "Банкфакс", а также всем студентам, принявшим активное участие в обсуждении предложенных тем. До встречи в следующий раз.


Просмотров: 222 | | | Рейтинг: 0.0/0

«  Июнь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Admin статистика
Наверх